События

03/09/2021

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Наступило 1 сентября, и за школьные парты сели вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение: «Я уже школьник!».
Все это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Эти закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.

Специалисты выделяют три основных этапа физиологической адаптации ребенка к школе, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап адаптацииориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышенная заболеваемость.

Второй этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – пять-шесть недель; наиболее напряженные – первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти. Поэтому в учебном плане в первой четверти предусмотрено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность учебных занятий, чем в другое время.

Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство у разных учеников, затруднения в учебе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению. Так, например, причинами невнимательности на уроке могут быть: плохое самочувствие; отсутствие интереса к учебе; негативные переживания, связанные с ситуацией школьного обучения, - так называемая школьная тревожность; непонимание объяснений учителя из-за отсутствия некоторых базовых знаний и умений и др.

Что же делать, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новому образу жизни? Прежде всего, специалисты советуют сбалансировать режим дня, так как восстановление физиологической энергии в этот период особенно важно. Кроме того, необходимо рассчитывать и эмоциональную нагрузку, ведь часто даже развлекательные мероприятия «нагружают» нервную систему. Поэтому очень важно, учитывать индивидуальные особенности, прислушиваться к состоянию ребёнка.

И, наконец, самое главное, - сохраняя спокойствие и понимание особенностей периода адаптации, эмоционально поддерживать маленьких школьников на пороге такого интересного, но ещё непривычного мира под названием «ШКОЛА»!

назад