События

06/09/2021

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Особенности детско-родительских отношений и начало обучения в школе.

Начало школьной жизни ребёнка часто вызывает изменения в отношениях с родителями. Эти изменения бывают вызваны двумя основными факторами. Во-первых, на этот возрастной период приходится кризис семи лет, требующий пересмотра системы и форм взаимодействия с ребенком. Во-вторых, с началом обучения в школе ребенок встречается с «новым родителем», поскольку теперь во многом взаимоотношения опосредуются школой. К сожалению, существует вероятность того, что отношения могут стать более конфликтными.

Ребенок-школьник для родителя часто воспринимается последним как демонстрация родительской компетентности. Начало обучения в школе расценивается многими родителями как «экзамен» по эффективности воспитания ребенка. Успешное обучение в этом случае говорит о хорошем выполнении родителями воспитательной задачи. Неудачи ребенка в школе расцениваются как «двойка», полученная родителями в процессе воспитания и вызывающая чувство стыда, вины, а в отношении ребенка – гнев, обиды за то, что он не сумел оправдать ожиданий.

Кроме того, вспоминая собственный школьный опыт, мы часто переносим его на жизнь своего ребенка. Часто проявляются собственные страхи, связанные со школой.

Получается, что нередко ребенок вынужден жить желаниями своих родителей, а не своими. Ситуация осложняется еще больше, если требования родителей завышены и не соответствуют возможностям ребенка. Последствия могут быть различны, но всегда являются фактором риска нарушений психологического здоровья – как детей, так и родителей. Родители могут испытывать разочарование, потому что ребенок не соответствует их эталону, начинают внутренне стыдиться его, и, как следствие, отдаляются эмоционально. Ребенок же в этот период особенно нуждается в эмоциональной поддержке.

На взаимоотношении родителей детьми также может влиять усталость детей от возросших нагрузок, которая приводит к регрессиям в поведении. Например, могут появиться давно забытые детские привычки, капризы, гипертрофированная потребность в физическом контакте с родителями. Такие проявления — нормальные защитные реакции, помогающие снять усталость. Очень важно не злиться, а попытаться отнестись с пониманием к состоянию детей. Если родители не проявляют чуткости и, не задумываясь о причинах регрессивного поведения детей, эмоционально отдаляются от них, то регрессии могут стать привычными. В таком случае они перестают выполнять свою защитную функцию, а закрепляются и ведут к патологическому развитию личности.

Подводя итоги обсуждению взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста, можно сказать следующее. К сожалению, отношения взрослых и детей в этом возрасте слишком сильно зависят от успешности ребенка в школе и потому нередко бывают формальными, конфликтными. Если же родители не воспринимают своего ребенка только сквозь призму школьных достижений и не сводят все взаимодействие с ним исключительно к обсуждению его успехов или неудач , то жизнь обогатится новыми чувствами и опытом – ведь в этом возрасте дети ещё столь же непосредственны и доверчивы, как дошкольники, но в то же время с ними уже можно обсуждать гораздо более широкий круг вопросов.

Для ребят вступающих в интересный, но такой непривычный мир под названием «школа», очень важно чувствовать за спиной надёжный тыл, который можем обеспечить только мы - «любящие ребенка таким, какой он есть» родители!

При подготовке материала использовались статьи из книги О. В. Хухлаевой «Кризисы взрослой жизни» Москва «Генезис», 2009 г.

назад